ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего профессионального образования;
- академические и научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем;
- редакции средств массовой информации, музеи и библиотеки;
- органы государственной власти, муниципального управления,
- общественные организации и коммерческие структуры.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- различные формы бытия;
- процессы развития природы, общества и сознания;
- различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия);
- мировая философская мысль в её истории;
- теория и практика общественной коммуникации;
- процессы познавательной и творческой деятельности;
- философские аспекты формирования и развития личности.
3. Бакалавр по направлению подготовки 030100 Философия готовится к следующим видам профессиональнойдеятельности:
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениямиработодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 030100 Философия должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- сбор, анализ, классификация и систематизация научной информации по теме исследования;
- подготовка информационных сообщений, докладов и тезисов;
- подготовка научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографических указателей по тематике проводимых исследований;
- участие в работе семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов;
- педагогическая деятельность:
- педагогическая и учебно-методическая деятельность в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессиональногообразования;
- организационно-управленческая деятельность:
- применение полученных знаний и навыков для организации и планирования своей профессиональной деятельности, а также работы различных коллективов;
- использование полученных знаний для выработки жизненной стратегии и решения организационныхзадач.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);
- готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);
- владение знаниями и навыками ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья (ОК-5);
- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6);
- способность использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин (ОК-7);
- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8);
- обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-9);
- умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-10);
- владение одним из иностранных языков на уровне необходимом для решения профессиональных задач выпускника бакалавриата (ОК-11);
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);
- способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (ОК-13);
- способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (ОК-14);
- способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу (ОК-15);
- воспитание толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей (ОК-16);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-17);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- научно-исследовательская деятельность:
умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем:
- логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения, основные формы и приемы рационального познания) (ПК-1);
- онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ПК-2);
- социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества) (ПК-3);
- истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления) (ПК-4);
- истории русской философии (философская мысль в России 10-17 вв., философия эпохи Просвещения, основные философские течения 19-20 вв.) (ПК-5);
- этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики) (ПК-6);
- эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и художественное творчество) (ПК-7);
- философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт; природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания; современные концепции философии науки) (ПК-8);
- философии религии (становление и развитие философии религии в древности, средние века, Новое время; современные концепции религии) (ПК-9);
- философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории) (ПК-10);
- знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11);
- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);
- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13);
- способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования (ПК-14);
- педагогическая деятельность:
- умение пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (ПК-15);
- знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-16);
- владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17);
- организационно-управленческая деятельность:
- владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18);
- умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений (ПК-19);
- способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов (ПК-20);
- владение навыками подготовки служебных документов и ведения деловой переписки (ПК-21);