Саранск и Мордовия  
Дни открытых дверей Рейтинг вузов Отзывы Пресс-релизы Новости Доска объявлений Специальности MBA
Поиск специальности высшего образования
Расширенный поиск
Свернуть

071200 Хореографическое искусство (бакалавриат)

Найти все специальности группы 070000 Культура и искусство в Саранске и в Мордовии Найти все специальности 071200 Хореографическое искусство в Саранске и в Мордовии

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство осуществляется в области культуры и искусства, связанной с хореографическим искусством и способами его функционирования в обществе, в учреждениях сферы образования, культуры, искусства и управления.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат танцовщика и процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства;
  • процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства;
  • обучающиеся хореографическому искусству как профессии, и процесс обучения принципам организации движений человеческого тела в соответствии с методикой хореографических дисциплин;
  • обучающиеся педагогике, истории и теории хореографического искусства, и процесс обучения принципам исторического, художественного и системного анализа хореографии;
  • процесс эстетического обучения и воспитания учащихся средствами хореографического искусства;
  • процесс эстетического обучения и воспитания учащихся средствами хореографического искусства;
  • создатели хореографических произведений: балетмейстеры, хореографы, композиторы, танцовщики-исполнители, музыканты, писатели, художники-сценографы;
  • творческо-производственный процесс в области хореографического искусства;
  • публика - потребитель художественно-творческой продукции.

3. Бакалавр по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая деятельность;
  • балетмейстерская деятельность;
  • репетиторская деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • методическая деятельность;
  • культурно-просветительская деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 071200 Хореографическое. искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • педагогическая деятельность:
    • осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, хореографических коллективах;
    • формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу хореографического обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний;
    • создавать психолого-эргономические, педагогические условия успешности личностно-профессионального становления обучающегося;
    • разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами;
    • анализировать факторы формирования и закономерности развития современного пластического языка, особенности и перспективы развития хореографического искусства;
    • планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания, систематически повышать уровень профессиональной квалификации;
    • формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями, образовательного процесса, оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания;
    • формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе духовных, исторических и национально-культурных традиций;
    • способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определённых социальных ролей в современном обществе;
  • балетмейстерская деятельность:
    • реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владеть теорией и технологией создания хореографического произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств хореографического искусства;
    • создавать различные хореографические формы, исходя из особенностей строения музыкального про изведения, участвовать в работе по постановке новых и возобновлению старых балетных постановок, танцевальных номеров в операх, опереттах и музыкальных спектаклях, музыкальных и танцевальных коллективах под руководством главного балетмейстера, балетмейстера-постановщика, хореографа;
    • осуществлять постановку собственных хореографических произведений, разучивать на репетициях с исполнителями (солистами, кордебалетом) хореографический текст, композицию танца, совершенствовать технику пластической выразительности;
    • владеть основными формами, средствами и методами постановочной, репетиторской и педагогической деятельности, проводить занятия по повышению профессионального мастерства артистов;
    • планировать и проводить все виды репетиций, взаимодействовать с создателями хореографических произведений, обеспечивать высокий художественный уровень хореографических постановок;
    • участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию хореографического произведения, решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом коллективе;
    • осуществлять анализ факторов формирования и закономерностей развития современного пластического языка, современное состояние, особенности и перспективы развития хореографического искусства;
  • репетиторская деятельность:
    • владеть методикой исполнения хореографического материала, знать музыкальную партитуру, сценографию номера или балетного спектакля, текущий репертуар хореографического коллектива;
    • проводить тренаж с хореографическим коллективом, различные виды репетиций, разучивать с артистами партии в хореографических спектаклях, концертных номерах, осуществлять ввод новых исполнителей в текущий репертуар;
    • проводить с артистами индивидуальные и групповые занятия, с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала, планировать и корректировать их физические нагрузки;
    • владеть спецификой композиционной структуры и принципами хореографического текстосложения в истолковании идеи, художественного образа, смысла произведения, осуществлять контроль качества исполнения сольных партий, групповых и массовых сцен в хореографических произведениях;
    • планировать и организовывать творческий процесс, опираясь на традиционные технологии обучения и воспитания танцовщика, уметь мобилизовать и восполнять его психофизические и психофизиологические резервы;
    • формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуру танцовщика, продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом;
  • организационно-управленческая деятельность:
    • планировать и осуществлять административно-организационную деятельность организации (проекта) исполнительских искусств; координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб, обеспечивать высокую экономическую эффективность художественно-исполнительской деятельности;
    • осуществлять контроль деятельности организации (проекта), имеющихся финансовых, материальных, информационных ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета;
    • разрабатывать стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
    • осуществлять необходимые маркетинговые действия для составления прогноза эффективности деятельности организации (проекта), изыскивать необходимые финансовые средства для его реализации;
    • обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы, участвовать в разработке рекламной и печатной продукции;
    • сочетать цели организации с реализацией культурной политики органов власти, создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности;
    • применять методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и реализовывать меры по ликвидации их последствий;
    • формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуру танцовщика, продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом;
  • методическая деятельность:
    • изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного хореографического искусства, хореографических аспектов художественного творчества в России и зарубежных странах;
    • участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическим образованием и художественным творчеством;
    • участвовать в разработке и апробации новых педагогических технологий;
    • разрабатывать методические пособия и методические материалы по организации и руководству хореографическим образованием, коллективами художественного творчества, культурными учреждениями и организациями;
    • собирать информацию и создавать соответствующие компьютерные базы данных о хореографическом искусстве, различных видах хореографического творчества и культуры;
    • участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры, шедевров хореографического искусства и хореографического творчества народов России;
  • культурно-просветительская деятельность:
    • содействовать преобразованию содержания новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере хореографического искусства, с целью распространения соответствующих знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, обще научного и культурного уровня;
    • проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия;
    • содействовать сохранению и наращиванию собственного исследовательского потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности научного, педагогического и руководящего интеллектуального, творческого кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере хореографического искусства;
    • способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции хореографического искусства, балетного театра, танцевального творчества;
    • реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии хореографического обучения, стажировки, образовательные профессионально ориентированные (научные, учебные, творческие) программы с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и технических средств коммуникаций;
    • содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений хореографической практики.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, иметь собственные и толерантно воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные различия, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур (OК-1);
  • способностью осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роли и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ (ОК-2);
  • способностью иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3);
  • способностью к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способностью диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике, обладание критическим мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения, анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента (ОК-4);
  • способностью логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную, письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
  • способностью осознать и внутренне принять (усвоить) духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу, способностью использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-6);
  • способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных задач, владеет необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7);
  • способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, понимание необходимости ведения здорового образа жизни (ОК-8);
  • способностью самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • способностью осознать и внутренне принять основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира (OК-10);
  • способностью при необходимости применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (OК-11);
  • способностью к осознанию и эмоциональном принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции, способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний (OK-12);
  • способностью осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ, способностью осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, сформированными религиями (ОК-13);
  • способностью осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (OK-14);
  • способностью к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (с партнерами в дуэте, в ансамбле, с обучающимися на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе) (ОК-15);
  • способностью находить профессиональные решения внестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-16);
  • способностью осознавать собственные обязанности и права, соблюдать права и обязанности гражданина, уважать права ближнего, способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-17);
  • осознание социальной, культурной значимости своей будущей профессии (своей миссии), обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-18);
  • способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке (ОК-19);
  • способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных условиях (ОК-20);
  • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
  • способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-22);
  • способностью осознавать роль искусства и культуры в человеческой жизнедеятельности, способен развивать собственное художественное восприятие и вкус, постоянно стремиться к нравственному и эстетическому развитию (ОК-23);
  • способностью определять и анализировать основные вехи в истории искусств, стили и жанры мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения любого рода, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства (ОК-24);
  • способностью выполнять и использовать в профессиональной деятельности биомеханический анализ танцевальных движений человека, применять на практике принципы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в хореографии (ОК-25).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • педагогическая деятельность:
    • способностью обучать теоретическим и танцевальным дисциплинам в учебных заведениях среднего профессионального и дополнительного образования, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики, традиционные подходы к процессу обучения и воспитания личности (ПК-1);
    • способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, последовательно методически грамотно формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия на высоком педагогическом уровне (ПК-2);
    • способностью осознавать и владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологий хореографического образования, психологии и педагогики хореографии и художественного творчества, анализировать факторы возникновения и закономерности развития современного пластического языка, особенности и перспективы развития хореографического искусства и творчества (ПК-3);
    • способностью создавать танцевальные учебные композиции от простых танцевальных комбинаций до небольших музыкально – хореографических форм (ПК-4);
    • способностью осуществлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, видеть и корректировать технические, стилевые ошибки обучающихся, объяснять методически трудные приемы и сочетания движений, раскрыть перед исполнителями смысл, образность и музыкальность хореографических композиций (ПК-5);
    • способностью применять в педагогической практике собственный практический опыт исполнения хореографического репертуара (ПК-6);
    • способностью разрабатывать образовательные программы, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-7);
    • способностью создавать необходимые условия для личностного и духовно-нравственного развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определённых ролей и функций в обществе (ПК-8);
  • балетмейстерская деятельность:
    • способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать художественную информацию для выработки собственных суждений по художественно-творческим, социальным, научным и этическим проблемам, обобщать явления окружающей действительности в художественных образах для последующего создания хореографических произведений (проектов) (ПК-9);
    • способностью сочинять качественный хореографический текст, анализировать художественные произведения литературы, изобразительного искусства, музыки, хореографии и на этой основе создавать балетное либретто или сценарный план хореографической постановки, структурировать композицию танца в различных хореографических формах (ПК-10);
    • способностью демонстрировать качественное владение приемами хореографической композиции и принципами хореографического текстосложения в истолковании идеи, художественного образа, смысла произведения, выстраивать мизансценический рисунок в танце, владеть ракурсами, радиусами движения (ПК-11);
    • способностью применять в профессиональной деятельности основные методы хореографической педагогики, формы, средства и методы постановочной, репетиторской и педагогической деятельности (ПК-12);
    • способностью реконструировать ранее сочиненный хореографический текст, стилизовать под определенные принципы создаваемое или реконструируемое хореографическое произведение (ПК-13);
    • способностью профессионально работать с солистами, кордебалетом, корректировать технические, стилевые ошибки исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования у артиста, иметь четкие художественные критерии подбора исполнителей, объективно подходить к распределению ролей (ПК-14);
    • способностью использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы работы со сценическим пространством, пользоваться выразительными средствами сценографии (ПК-15);
    • способностью осуществлять эффективный коммуникативный процесс, выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе, владеть этическими нормами коллективного творчества, создавать условия эргономичности творческой атмосферы, самочувствия (ПК-16);
  • репетиторская деятельность:
    • способностью эффективно работать с хореографическим произведением различной формы и стиля, владеть понятийным аппаратом хореографии, текстологией лучших образцов хореографического наследия, методикой и технологией репетиционной работы с хореографическим коллективом (ПК-17);
    • способностью запоминать и стилистически верно воспроизводить текст хореографического произведения (порядок танцевальных движений, сочиненный хореографом); раскрывать перед исполнителями его смысловую нагрузку, образность и музыкальность (ПК-18);
    • способностью анализировать особенности творческого почерка, стилистику и постановочные методы мастеров хореографии (ПК-19);
    • способностью применять на практике методику преподавания хореографических дисциплин, формировать профессиональные навыки и умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала, совершенствования исполнительского мастерства артистов (ПК-20);
    • способностью конструктивно работать с концертмейстером, балетмейстером (ПК-21);
    • способностью владеть методикой контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий, навыками консультационной работы и приемами диагностирования одаренности и креативности исполнителей, возрастных особенностей проявления творческой индивидуальности (ПК-22);
    • способностью понимать сущность хореографической деятельности, самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них (ПК-23);
    • способностью к продуктивному межличностному взаимодействию, созданию условий для обеспечения высокой работоспособности исполнителя, активизации его операционально-технических функций, системы мотивационной регуляции хореографической деятельности (ПК-24);
  • организационно-управленческая деятельность:
    • способностью планировать деятельность организации (проекта) исполнительских искусств (ПК-25);
    • способностью осуществлять административно-организационную деятельность в области культуры и искусства (ПК-26);
    • способностью координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-27);
    • способностью вести учет имеющихся ресурсов в организации исполнительских искусств (ПК-28);
    • способностью осуществлять грамотный контроль деятельности организации (проекта), используя различные экономико-математические методы учета (ПК-29);
    • способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-30);
    • способностью исследовать проблемы функционирования во взаимосвязи с социально-экономической успешностью и социальной действенностью организации искусств, обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием), участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-31);
    • способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности, контролировать и отвечать за административно-организационные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-32);
  • методическая деятельность:
    • способностью участвовать в методической разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическим искусством, образованием, творчеством (ПК -33);
    • способностью участвовать в разработке педагогических технологий (ПК-34);
    • способностью разрабатывать методические пособия и методические материалы по организации и руководству учреждениями хореографического образования, коллективами хореографического и художественного творчества, культурными учреждениями и организациями (ПК-35);
    • способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах хореографии, художественного творчества и культурной деятельности (ПК-36);
    • способностью подготовить и провести телевизионные передачи и формы деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой и отечественной культуры и шедевров хореографического и художественного творчества (ПК-37);
  • культурно-просветительская деятельность:
    • способностью использовать приобретенные знания для популяризации хореографического искусства и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, экспозиции, организовать конкурсы, фестивали (ПК-38);
    • способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития хореографического искусства, подготовить публикацию, выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидение, технических средств коммуникаций (ПК-39);
    • способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и проводить исследования в сфере методологии хореографической науки и практики, педагогики, истории и теории хореографического искусства, творчества, проблем искусства и культуры по типу открытого научно-образовательного и культурно-просветительского процесса (ПК-40);
    • способностью дать профессиональную консультацию, про водить художественно-эстетический анализ и оценку явлений хореографического искусства, художественного творчества, осуществлять редакторскую работу (ПК-41);
    • способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций мировой и российской хореографической школы, участвовать в педагогическом проектировании профильных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-42);
    • способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, отечественных, мировых шедевров хореографического искусства (ПК-43);
    • способностью участвовать в разработке и реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-44);
    • способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере хореографического искусства, образования, художественного творчества (ПК-45).

Выберите регион