ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1.Область профессиональной деятельности бакалавров включает научно-исследовательскую, производственно~технологическую, организационно-управленческую, проектную, педагогическую работу в сферах, связанных с исследованием и использованием почвенного покрова.
2. Объектами префеесиональной деятельности бакалавров являются:
- почвенный покров Земли, ландшафты, почвы и подстилающие породы;
- минералы, слагающие почву, и почвообразующие породы;
- растения и почвенная биота, плодородие почв и его регулирование, почвенные и грунтовые воды, почвенные и земельные ресурсы, природные и техногенные процессы в почвенном и напочвенном покрове;
- охрана и восстановление почв, экологические и социально-экономические функции почвенного покрова.
3. Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение готовится к следующим видам профессновальной деятельности:
- научно-исследовательская;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- проектная;
- педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- работа на экспериментальных установках, моделях, работа на лабораторном оборудовании и приборах;
- работа на полевом оборудовании и приборах;
- составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;
- подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, пояснительных записок, аналитических обзоров и справок, библиографии по тематике проводимых исследований;
- участие в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия;
- производственно-технологическая деятельность:
- участие в проведении полевых почвенных и почвенно-экологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств;
- составление первичной документации фондовых, литературных и других данных, информации о почвенном покрове;
- сбор, обработка, обобщение фондовых почвенных, землеустроительных, мелиоративных, геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, почвенно-экологических, геоботанических и других данных с использованием современных методов анализа, вычислительной техники, информационных ресурсов;
- составление карт, схем, профилей, разрезов, таблиц, трафиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам;
- организационно-управленческая деятельность:
- подготовка полевого снаряжения и оборудования;
- участие в организации полевых работ, контроль за соблюдением техники безопасности;
- участие в оценочных почвенных работах, в составлении документов по управлению, оценке и использованию почвенных ресурсов;
- проектная деятельность:
- подготовка сметной документации на проведение полевых почвенных работ;
- участие в проектировании полевых и лабораторных работ в области изучения почвенного покрова;
- участие в создании почвенных, почвенно-мелиоративных, почвенноконструкторских, почвенно-ландшафтных проектов;
- педагогическая деятельность:
- участие в образовательном процессе по почвоведению с изложением теоретических основы почвоведения, ведением и ассистированием лабораторных, полевых занятий по различным разделам почвоведения для обучающихся;
- участие в коллективных работах, в разъяснении членам коллектива, обучающимся научно-педагогических заданий.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением современной культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умением логически верно, аргументированои ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью, находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и экономических наук (ОК-6);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, имеет навыки культуры социальных отношений, умением критически. переосмысливать свой социальный опыт (ОК-16);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в научно-исследовательской деятельности:
- знанием основ теории формирования и рационального использования почв; способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-1);
- способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);
- в производственно-технологической деятельности:
- способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области. почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);
- владением методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);
- способностью понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований почвенного покрова (ПК-5);
- готовностью использовать специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве (ПК-6);
- применением специализированных знаний фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения физических, химических и экологических основ почвоведения (ПК-7);
- использованием информационных средств на уровне пользователя, способностью осваивать и использовать информационные технологии для решения задач в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-8);
- в организационно-управленческой деятельности:
- владением теоретическими основами организации и планирования работ по изучению почв (ПК-9);
- применением на практике знание теоретических основ управления в сфере использования и охраны почвенного покрова (ПК-10);
- умением составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитических карты и пояснительные записки (ПК-11);
- наличием навыков культуры социальных отношений, умеет излагать теоретические основы почвоведения, вести и ассистировать лабораторные, полевые занятия по различным разделам почвоведения (ПК-12);
- в проектной деятельности:
- знанием принципов составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-13);
- умением пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-14);
- в проектной деятельности:
- владением теоретическими основюwи организации и планирования работ по изучению почв (ПК-15);
- применением на практике знаний теоретических основ управления в сфере использования и охраны почвенного покрова (ПК-16);
- умением составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки (ПК-17);
- наличиеми навыков культуры социальных отношений, умением излагать теоретические основы почвоведения, вести и ассистировать лабораторные, полевые занятия по различным разделам почвоведения для обучающихся (ПК-18);
- умением работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно и выполнять порученные задания (ПК-19);