ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает научно-исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую работу в системе образования, в сфере культуры (музеи,
библиотеки, средства массовой информации (СМИ)), а также при организации государственного и муниципального управления (взаимодействие с религиозными объединениями, проведение религиоведческой экспертизы).
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: о
- бучение учащихся среднего (полного) общего и среднего профессионального образования;
- организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе;
- обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;
- каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;
- консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в в издательствах; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.
3. Бакалавр по направлению подготовки 033300 Религиоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 033300 Религиоведение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- владение содержанием профессионального знания в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
- владение содержанием профессионально-профилированного знания в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
- умение с помощью электронных средств и библиотечных каталогов искать и находить нужную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
- педагогическая деятельность:
- умение преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных учреждениях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности;
- умение общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию;
- умение готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся;
- владение навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса;
- умение рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач;
- организационно-управленческая деятельность:
- эффективное взаимодействие в организационных и внеорганизационных контекстах; работе в международном контексте;
- ведение деловой переписки.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
- способностью понимать движущие силы и закономерности историческогопроцесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческомпроцессе, политическойорганизации общества (ОК-2);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-4);
- владением навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ОК-5);
- владением навыками подготовки служебных документов и деловой переписки (ОК-6);
- владением навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске литературы и составления библиографических обзоров; владением навыками работы в глобальных
компьютерных сетях; способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающихв этом процессе, соблюдением
основных требований информационной безопасности (ОК-7);
- способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческогоисследованияна практике (ОК-8);
- пониманием ценности культуры и науки (ОК-9);
- знанием своих прав и обязанностей, ответственным отношением к делу (ОК-10);
- пониманием необходимости постоянного процесса обучения, владением навыками самостоятельной работы (ОК-11);
- наличием расовой, национальной и религиозной терпимости (ОК-12);
- владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-13);
- готовностью к сотрудничеству с коллегами, умением работать в коллективе (ОК-14);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-15);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-16).
- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах
профессиональной и социальной деятельности (ОК-17);
- способностью использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин (ОК-18);
- владением одним из иностранных языков на уровне необходимом для решения профессиональных задач выпускника бакалавриата (ОК-19);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 20);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-21).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в области научно-исследовательской деятельности:
- навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
- способностью пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования (ПК-1.2);
- способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (ПК-1.3);
- способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике (ПК-1.4);
- способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику (ПК-1.5);
- в области педагогической деятельности:
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области философии религии (ПК-2.1);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории религий (ПК-2.2);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области социологии религии (ПК-2.3);
- умением пользоваться в процесс е преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области психологии религии (ПК-2.4);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области феноменологии религии (ПК-2.5);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области антропологии религии (ПК-2.6);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обrцествоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории философии (ПК-2.7);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области свободы совести и
государственно-конфессиональных отношений (ПК-2.8);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области новых религиозных движений (ПК-2.9);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области иностранного языка (чтение текстов) (ПК-2.10);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры (ПК-2.11);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области педагогики и психологии (ПК-2.12);
- умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе среднего (полного) общего, начального профессионального (ПК-2.13);
- способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-2.14);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии (ПК-2.15);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий (ПК-2.16);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции социологии религии (ПК-2.17);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции психологии религии (ПК-2.18);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии (ПК-2.19);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии (ПК-2.20);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории философии (ПК-2.21);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции свободы совести и государственно-конфессиональных отношений (ПК-2.22);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движений (ПК-2.2З);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знания иностранного языка (чтение текстов) (ПК-2.24);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры (ПК-2.25);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции педагогики и психологии (ПК-2.26);
- способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции методики преподавания религиоведческих дисциплин в
общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПК-2.27);
- способностью самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу (ПК-2.28);
- в области организационно-управленческой деятельности:
- умением применять базовые знания в области экономики, экономических учений и социального управления (ПК-3.l);
- навыками осуществления управленческой деятельности в малой группе (ПК-3.2);
- навыками проведения общественной информационной и консультационной работы, в том числе - проведения экскурсий в музеях, олимпиад в общеобразовательных учреждениях, книжных и музейных
выставок (ПК-3.3);
- способностью организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, организовывать деятельность авторских коллективов (ПК-3.4).