ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Профессиональная деятельность бакалавров осуществляется в сохранение и обеспечение здоровья населения, улучшение качества его жизни путем оказания квалифицированной сестринской помощи, проведения профилактической работы с населением, обеспечения организации работы сестринского персонала.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются пациент и его окружение, население, сестринский персонал.
3. Бакалавр по направлению подготовки 060500 Сестринское дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- лечебно-диагностическая;
- реабилитационная;
- медико-профилактическая;
- организационно-управленческая;
- исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр; определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4. Бакалавр по направлению подготовки 060500 Сестринское дело должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- в области лечебно-диагностической деятельности:
- участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники;
- организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому;
- оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
- медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
- в области реабилитационной деятельности:
- проведение реабилитационных программ и мероприятий;
- организация сестринского обеспечения реабилитационной работы;
- в области медико-профилактической деятельности:
- проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
- организация обучения и контроль обученности пациента и его окружения;
- выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
- обеспечение безопасной больничной среды; обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни.
- обеспечение работы отделения (кабинета) профилактики, центра здоровья;
- в области организационно-управленческой деятельности:
- ведение учетно-отчетной медицинской документации;
- организация работы сестринских служб различных уровней;
- внедрение инновационных технологий сестринской деятельности;
- организация сбора и обработки медико-статистических данных;
- разработка методических и обучающих материалов для подготовки и профессионального развития сестринских кадров;
- в области исследовательской деятельности:
- анализ научной литературы и официальных статистических обзоров;
- проведение научно-практических исследований в области сестринского дела и общественного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OК-1);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
- умением использовать нормативно правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков(ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
2 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- лечебно-диагностическая деятельность:
- способностью выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги), подготавливать пациента к диагностическим процедурам, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача (ПК-1);
- готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);
- готовностью к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе, в том числе в составе лечебной бригады в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи больным (ПК-3);
- готовностью оказать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-4);
- реабилитационная деятельность:
- способностью и готовностью к участию в разработке и реализации специализированных реабилитационных программ (ПК-5);
- способностью и готовностью к организации сестринского обеспечения реабилитационной работы в учреждения здравоохранения (ПК-6);
- медико-профилактическая деятельность:
- способностью применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению . восстановлению здоровья индивида и группы населения (ПК-7);
- способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);
- способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9);
- способностью обеспечить выполнение требований к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режиму в медицинском учреждении (ПК-10);
- организационно-управленческая деятельность готовностью работать с нормативно-распорядительной документацией и применять основы экономических и правовых знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения (ПК-11);
- способностью и готовностью к реализации правовой компетентности, соблюдению норм в области профессиональной деятельности и оказанию помощи в защите прав и интересов пациента (ПК-12);
- способностью к руководству сестринским персоналом и готовностью к разработке управленческих решений по повышению эффективности работы структурного подразделения/учреждения (ПК-13);
- способностью к анализу работы, оценке потенциальных возможностей развития и определению потребности в изменениях сестринской службы структурного подразделения/учреждения и готовностью к составлению программ нововведений и разработке плана мероприятий по их реализации (ПК-14);
- способностью и готовностью к организации мероприятий по оценке, повышению квалификации, переподготовке кадров со средним медицинским образованием (ПК-15);
- готовностью осуществлять сбор и обработку медико-статистических данных (ПК-16);
- исследовательская деятельность:
- готовностью к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способностью к созданию условий для их осуществления (ПК-17);
- готовностью проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК-18).